Таксофон АМТ 47 СССР.
Начну с самого можно сказать начала, а оно (это самое начало) изначально вильнуло не в ту сторону))
Поясню: на самом деле таксофон АМТ 47 не существует , изначально этот советский телефон автомат имел название «АМТ», да вот так коротко и просто, что расшифровывается ещё проще Автоматический Монетный Таксофон (АМТ), а вот прилипшее АМТ-47 по сути народное название.
Разработка велась и видимо закончилась в 1947 году, то есть 47 в названии это год разработки, который с годами стали добавлять к названию дабы избежать путаницы и это случилось только после того, как на свет появилась следующая, не менее популярная модель таксофона АМТ-69, до этого 47й был просто АМТ, а для ремонтников он вообще был просто «телефонный аппарат», и этому есть даже документальные подтверждения , по крайней мере в талоне осмотра нет слова таксофон ))
Модели и разновидности.
Таксофон АМТ-47, как впрочем практически все таксофоны в процессе эволюции, даже в рамках одного модельного ряда с нерегулярной периодичностью претерпевали какие то изменения чаще всего ведущие к упрощению конструкции.
лирическое отступление:
Прямо сейчас, в те самые минуты когда я пишу этот текст, за окном происходит «упрощение». Там иностранный специалист в оранжевой жилетке, во дворе дома, а дом не ровный и эхо во дворе как в колодце, так вот этот ценный работник в руках которого ветродуйка с бензиновым двигателем, уже час как минимум тарахтит этой хреновиной , что законами города запрещено, но видимо он либо вообще не в теме, либо законы города ему не понятны и ему ближе законы гор )), а мог бы тихо по традиции мести метлой, но у него «упрощение»
ФУФ, тарахтелка затихла, продолжаю ))
Советский таксофон АМТ-47 в ранних модификациях прям таки радикально отличался от аналогичных позднего года выпуска и это не удивительно, ведь начали выпускать эту разновидность в 50х годах, а закончили аж в 1972, получается целых 20 лет .
Прежде чем писать о различиях таксофона амт-47 разных лет выпуска, музей истории таксофонной связи имеет в своей коллекции почти полный модельный ряд, и возможно когда то у каждого появится возможность увидеть его вживую .
Хочу начать именно с той важной детали, которая оставалась неизменной на всём протяжении выпуска амт47, и это копилка таксофона.
Копилка таксофона это металлическая коробочка, в которую падали (кассировались) монеты.

На фото выше копилка из таксофона АМТ-47 , ее внешние габаритные размеры взяли за эталон для монетных ящиков последующих моделей .
На модификациях таксофонов образца разработки 1969 года (амт 69) копилки по размерам были такие же, но конструктивно они другие !
Сравним эти таксофонные копилки СССР

На фото копилок выше, наглядно можно сравнить сходства и различия монетных ящиков.
из основного я бы выделил:
- Красные стрелки — различия ориентации монетного канала, его входа.
- Зеленая стрелочка — место под пластилиновую пломбу ( у таксофона АМТ-47 замок самой копилки отсутствовал)
- Желтая стрелочка — щель замка копилки таксофона АМТ-69
Копилки именно у АМТ-69 с годами менялись, а вот у амт47 насколько мне известно, была всего одна разновидность и она есть в музее таксофонов.
Про разновидности монетных ящиков от 69х я напишу отдельную статью, ввиду того что их разновидностей было великое множество и даже музей таксофона имеет их в своем собрании минимум 6 видов, если включить в список различия цветовых решений от черного до небесно голубого .
Следующим пунктом я бы отметил такую важную деталь таксофона как трубка, по научному она называется микротелефон, но называться то она может как угодно, при этом она как была трубкой так ей и будет ))
На ранних этапах трубка таксофона была достаточно простой, как у телефонов, однако трубки часто отрывали, причин было много, от вандализма, до «добычи» из наушника трубки динамика, катушка из которого, прекрасно подходила для того чтобы изготовить электрогитару своими руками )). Для нормальной шестиструнной гитары нужно 6 катушек, а это всего на всего надо было оторвать трубки от шести таксофонов )))
Такая масштабная «убыль» трубок, производством таксофонов была встречена с серьёзным подходом, трубки стали штатно крепить на цепях, не на тросиках как позднее, а на внушительных цепях.

На фото выше, именно такая трубка от таксофона АМТ-47
Помимо антивандальных трубок на ранних таксофонах АМТ применялись карболитовые трубки с надписью на самой трубке
«Телефон-автомат», на мой взгляд это самая удачная, по внешнему виду трубка, она как бы это сказать «Утончённая»

И в завершении повествования о трубках, которые использовались на 47х таксофонах, стоит упомянуть финальную , трубку к которой в итоге пришли, это микротелефон уже с массивным карболитом самого тела, амбушюры бордового оттенка и типичное для всей линейки амт-47 кольцо на трубке.

С трубками думаю разорались, теперь пора переходить поближе к телу )) к корпусу.
Музей истории таксофонной связи, как я уже писал когда то ранее, имеет практически весь модельный ряд таксофонов АМТ
поэтому у меня есть возможность, находясь там, где полный дом таксофонов, ради наглядной фотографии положить рядом для сравнения разные модификации 47х, даже сняв с них трубки, чтобы придвинуть максимально близко))

Самые ранние модификации АМТ 47 окрашивались в тёмный черный с синим отливом цвет, на фото выше такой как раз справа .
Зелеными стрелочками я пометил основное видимое отличие ранних таксофонов от более поздних.
У ранних таксофонов амт47 монетоприёмная пластина (накладка) плоская она на фото справа, у более поздних модификаций накладка скруглена по корпусу к верху, как бы его огибая .
Ранние накладки встречались как с вертикальной прорезью для монеты, так и с наклонной, но это уже такие таксофонные дремучие дебри, о которых я смогу рассказать только устно и только тем, кто когда то сможет посетить музей таксофонов лично, а на данном этапе думаю и так понятно, что таксофоностроители СССР изгалялись по всякому ))
Заострять внимание на том, что накладки бывали как с надписью 2 копейки, так и 15 копеек думаю не стоит, просто отмечу до денежной реформы 1961 года, звонок по таксофону стоил 15 копеек, после реформы 2 копейки, таксофоны остались прежними, просто накладки сменили централизованно.

Следующим для наглядного сравнительного фото я положил рядом два таксофона АМТ-47, кстати одного цвета )), но один из них самой последней модификации «БЕЗ КНОПКИ» тот что на фото 1972 года выпуска и какой-то 196* не помню )), вопщем он «С КНОПКОЙ»
С этими кнопками не кнопками вечная путаница, но как гласит великая таксофонная мудрость: "сперва появилась курица кнопка, а потом появилась бескнопка.))"
Обзор на данном этапе был бы не полным, если бы я забыл упомянуть про таксофон семейства АМТ, но он РМТ
Таксофон РМТ внешне и по схеме не отличается от АМТ-47, за исключением того, что вместо номеронабирателя на нем установлена заглушка, а сам таксофон предназанчен для подключения к ручным телефонным станциям, если сказать ещё проще , то к атс из серии :
" Алло! Барышня. Соедините со Смольным ...!"

Вот теперь пожалуй и всё.
Что находится внутри таксофона, какие разновидности замков встречались на АМТ47, что такое субпанель, и т.д. об этом я как нибудь напишу отдельную не менее подробную статью про ливер таксофона амт-47, а возможно к тому времени я научусь «пилить ролики» как щас модно шортсы рилсы и прочую мишуру )) создам себе канал на какой нибудь разрешенной платформе , ой)) чтото меня не туда колыхнуло .
В общем встретимся в музее, но это когда музей таксофона станет доступен всем желающим без предварительной записи ))
